Сегодня: 21.01.2017 Время московское: 05:09

Система менеджмента качества

    Международная неправительственная организация ISO была основана в 1947 г. для разработки унифицированных всемирных стандартов качества. Сертификат организации действителен в США, Канаде, странах Европы, а теперь и в России.
    Качество продукции — это не только определенный уровень технической базы, технологии, экономики, организации производства и культуры, но и соответствующий уровень профессионализма и культуры управленческих отношений. Недостаточное внимание к методологии и процессу управления может снизить или свести к нулю эффект от использования самой современной технологии. Достижение необходимого качества связано с постоянным, динамическим процессом по совершенствованию этого качества, который получил название «управление качеством».
    Для успешного руководства организацией и обеспечения ее функционирования необходим соответствующий инструмент. Одним из таких инструментов является система менеджмента качества (СМК), описанная в стандартах ISO серии 9001.
     Стандарты ISO разработала International Standard Organization (ISO). Членами этой организации являются органы стандартизации (аналоги российского Госстандарта) многих стран. Первая версия стандартов ISO серии 9000 появилась еще в 1987 году. Тогда ее основным назначением было введение и обеспечение системы качества. Впоследствии стандарты неоднократно пересматривались. Основной акцент был поставлен на процессный подход в управлении качеством. Новая редакция имеет номер – ИСО 9001-2008. На сегодняшний день в России утвержден стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2008, который введен в действие 13 ноября 2009.
 
    СМК организации включает: взаимосвязанные и взаимодействующие процессы и процедуры, организационные и технические мероприятия, цели, планы, компетентный персонал, основные средства, документацию, т.е. все то, что необходимо для достижения целей всех видов деятельности.
    Чтобы высшее руководство могло вести организацию в направлении улучшения деятельности в стандартах были определены восемь принципов менеджмента качества: 
  • Ориентация на потребителя;
  • Лидерство руководителей;
  • Вовлечение работников;
  • Процессный подход;
  • Системный подход к менеджменту;
  • Постоянное улучшение;
  • Основанный на фактах подход к принятию решений;
  • Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Эти принципы образуют основу построения и функционирования СМК.