Система менеджмента качества
Международная
неправительственная организация ISO была основана в 1947 г. для
разработки унифицированных всемирных стандартов качества. Сертификат
организации действителен в США, Канаде, странах Европы, а теперь
и в России.
Качество
продукции — это не только определенный уровень технической базы,
технологии, экономики, организации производства и культуры,
но и соответствующий уровень профессионализма и культуры управленческих
отношений. Недостаточное внимание к методологии и процессу управления
может снизить или свести к нулю эффект от использования самой
современной технологии. Достижение необходимого качества связано
с постоянным, динамическим процессом по совершенствованию этого
качества, который получил название «управление качеством».
Для
успешного руководства организацией и обеспечения ее функционирования
необходим соответствующий инструмент. Одним из таких инструментов
является система менеджмента качества (СМК), описанная в стандартах ISO
серии 9001.
Стандарты ISO разработала International Standard Organization (ISO). Членами
этой организации являются органы стандартизации (аналоги российского
Госстандарта) многих стран. Первая версия стандартов ISO серии 9000
появилась еще в 1987 году. Тогда ее основным назначением было введение и
обеспечение системы качества. Впоследствии стандарты неоднократно
пересматривались. Основной акцент был поставлен на процессный подход в
управлении качеством. Новая редакция имеет номер – ИСО 9001-2008. На
сегодняшний день в России утвержден стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2008,
который введен в действие 13 ноября 2009.
СМК
организации включает: взаимосвязанные и взаимодействующие процессы и
процедуры, организационные и технические мероприятия, цели, планы,
компетентный персонал, основные средства, документацию, т.е. все то, что
необходимо для достижения целей всех видов деятельности.
Чтобы
высшее руководство могло вести организацию в направлении улучшения
деятельности в стандартах были определены восемь принципов менеджмента
качества:
- Ориентация на потребителя;
- Лидерство руководителей;
- Вовлечение работников;
- Процессный подход;
- Системный подход к менеджменту;
- Постоянное улучшение;
- Основанный на фактах подход к принятию решений;
- Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Эти принципы образуют основу построения и функционирования СМК.